Что несет в себе подарок

Что несет в себе подарок

Психология подарков вопросы и ответы

Приближаются Новогодние праздники. Самое время поделиться некоторыми психологическими знаниями о подарках. 

Этот текст родился из ответов журналистке одного из региональных изданий, обратившейся ко мне с несколькими популярными вопросами.

Я эти вопросы понял так:

1. Какие смыслы и значения можно придавать новогодним подарками?

2. Действительно ли дарить подарки не менее приятно, чем получать их?

3. Как лучше выбирать и дарить подарки?

Ниже приведены исходные формулировки вопросов и ответы на них, основанные на научных исследованиях по психологии и сооциологии подарков. 

1. Подарки любят все, особенно те над которыми "подумали".  Нужно ли придавать особое значение новогодним подаркам или это как раз тот случай, когда важно просто внимание?

Любой подарок чаще всего является проявлением внимания и имеет свое значение. Можно выделить четыре общих значения подарка [Wolfinbarger, 1990 цит. по Mayet, Pine, 2010].

Бывают подарки, символизирующие дарящего, его особенности или достижения. Например, подарки с корпоративной символикой своим сотрудникам, самостоятельно выращенные комнатные растения, экземпляр из своей коллекции, своя картина и т.д.

Подарки также могут символизировать то, что дарящий знает что-то про человека, получающего подарок, знает её или его вкусы, желания, интересы. Это подарки символизирующие одаряемого.

В-третьих, есть подарки символизирующие поводы, по которым их дарят. Самый ближайший пример – ёлочные игрушки на новый год.

И, наконец, есть экспрессивные подарки, выражающие что-то, содержащие определенное послание, побуждающие, призывающие другого к чему-то. Смысл этих посланий может быть очень разный. Красные розы для девушки как символ страсти от ухаживающего молодого человека – одна ситуация. Наушники подростку от родителей, которым не нравится любимая им музыка – другая ситуация и другой намёк.

Самый «продуманный» подарок должен сочетать в себе выражение личности дарящего («я вложил в это свои способности для тебя»),  внимание к интересам и желаниям получающего подарок («я знаю, что это для тебя важно»), выражение смысла праздника (в данном случае «новое в Новом году»; не стоит дарить одно и то же каждый год) и выражение чувств и отношений, приятное получающему подарок.  

Все люди любят получать хорошие подарки – то, что им нравится, чего они хотят. Плохие подарки, то, чего они не хотят,  люди получать не любят. Чтобы сделать хороший подарок важно не забывать этот очевидный факт.

Вообще, хорошие и плохие подарки по-разному влияют на развитие отношений. Причем это зависит от пола принимающего подарок. В серии экспериментальных исследований [Dunn et al., 2008] установлено, что мужчины более чувствительны к плохим подаркам как в начале знакомства с женщиной, так и в процессе близких отношений. Получив плохой подарок,  мужчины склонны считать, что у них мало общего с партнершей и более негативно воспринимать перспективы совместного будущего. И наоборот, если мужчина получает хороший подарок, он склонен видеть перспективу как в развитии, так и в продолжении отношений с женщиной. На женщин хорошие или плохие подарки от мужчины в начале отношений так не влияют. А вот в близких отношениях плохой подарок оказывает парадоксальный эффект: женщины видят значительно больше общего между собой и своим молодым человеком.

Это вовсе не значит, что женщинам нужно дарить плохие подарки, чтобы укрепить отношения. Сами авторы объясняют такой эффект тем, что для женщин романтические отношения более значимы и они используют психологические защиты, чтобы не дать плохому подарку повлиять на отношения. То есть, женщине приходится больше психологически «напрягаться», чтобы пережить факт плохого подарка от любимого человека. Это напряжение не делает отношения спокойнее и лучше.

2. Важно ли для тех, кто дарит подарки чувство "удовлетворения от проделанной работы"?

Да, это важно. Дарение подарков повышает чувство собственной значимости и ценности благодаря проявлению великодушия, доброты, щедрости [Mick, DeMoss, 1990; Langer,2000]. Хороший подарок предполагает креативность (творческий подход), эмпатию (способность понимать другого человека и сопереживать ему), умение обращаться с деньгами, временем и возможностями [Wooten, 2000]. Делая хороший подарок мы реализуем свои творческие, эмпатические и организационные способности. Это и дает «удовлетворение от проделанной работы».

3. Как правильно подходить к выбору подарков, чтобы это приносило радость и приятные воспоминания?

Американские социологи [Caplow, 1982] описали правила хорошего рождественского подарка.  Такой подарок должен, во-первых, демонстрировать, что дарящий знает предпочтения получающего подарок. Во-вторых, подарок должен быть сюрпризом: предсказуемые подарки взывают меньше приятных эмоций. В-третьих, экономическая ценность подарка должна быть соразмерна эмоциональной ценности отношений – это значит, что стоимость подарков на зимние праздники, всё-таки, имеет значение.    

Идеальный подарок, с точки зрения исследователей [Belk, 1996], должен соответствовать шести принципам:

 

  1. Демонстрировать искреннее отношение дарящего, быть подаренным «от души»;
  2. Единственным желанием дарующего должно быть счастье получающего подарок;
  3. Подарок должен быть роскошным;
  4. Подарок должен точно подходить тому, кому его дарят;
  5. Получающий должен быть приятно удивлен;
  6. Подарок должен доставлять удовольствие получающему.

 

В реальной жизни нет необходимости и возможности следовать идеальным требованиям. Этот список –  не руководство к действию, а просто ориентир для планирования хороших подарков. 

4. Может на воспоминания влияют не сами подарки, а способ их вручения (например, визит деда Мороза к взрослому) или яркая упаковка?

Приятные эмоции и позитивное влияние на отношения возникают в большей мере во время использования подарка, чем во время его получения. Эксперименты показывают, что подарки-события, подарки-переживания (experiential gifts) оказывают больше позитивного влияния на отношения, чем подарки-вещи. «Чтобы ваши близкие чувствовали себя ближе, дарите переживания» - советуют социальные психологи [Chan, Mogilner, 2014]. В этом смысле упаковка не так важна (это тоже лишь вещь), как способ вручения. Произнесенные поздравления, антураж, театральные действия, сюрпризы и прочие «флеш-мобы», короче говоря – событие подарка, запоминаются лучше. Приятные переживания, полученные вместе с подарком «сцепляются» (связываются, ассоциируются) с полученной в подарок вещью.  Благодаря этой связи, подарок при каждом использовании доставляет дополнительное удовольствие за счет этих воспоминаний. Например, если подарить конную прогулку и джинсы как «важный элемент одежды ковбоя», то каждый раз, одевая эти джинсы, человек будет «одевать» воспоминания о приятном событии. Другой пример: набор посуды для выпекания вместе с сертификатом на мастер-класс по кулинарии в духовке. Важно не забывать, что дарить стоит те переживания и опыт, которые нравятся и интересны получателю. Поскольку радость от подарка не зависит от того, используется ли подарок вместе с подарившим [там же], идти на мастер-класс по кулинарии тому, кто его подарил, не обязательно.

 

Вопросы задавала Инга Евлоева (журнал «Филин»).

 

Литература

Belk, R.W. (1996) The perfect gift. In: Otnes, C., Beltramini, R.F. (Eds.), Gift Giving. A Research Anthology. Bowling Green State University Popular Press, Bowling Green, OH, pp.59-84.

Caplow, T. (1982) Christmas gifts and kin network. American Sociological Review, 47, 1982, 383–392.

Chan, C., Mogilner, C. (2014) Experiential Gifts Foster Stronger Relationships Than Material Gifts. The Psychology of Gift Giving and Receiving.  Society for Personality and Social Psychology Annual Convention. Long Beach, California. Press Release. Dec. 23, 2014. http://www.spsp.org/news-center/press-releases/psychology-gift-giving-and-receiving

Dunn, E.W., Huntsinger, J., Lun, J., Sinclair, S. (2008) The Gift of Similarity: How Good and Bad Gifts Influence Relationships.  Social Cognition, Vol. 26, No. 4, 2008, 469–481

Langer, E.J. (2000). How taking may be giving. Psychology Today 33 (6), 28.

Mayet, C. Pine, K. J. (2010) The Psychology of Gift Exchange. University of Hertfordshire. Internal Report. 2010. http://karenpine.com/wp-content/uploads/2011/07/The-Psychology-of-Gift-Exchange.pdf

Mick, D.G., DeMoss, M. (1992). Further findings on self-gifts: products, qualities, and socioeconomic correlates. Advances in Consumer Research 19 (1), 140–146.

Wolfinbarger, M.F. (1990). Motivations and symbolism in gift-giving behaviour. Advances in Consumer Research 17 (1), 699–706.

Wooten, D. B. (2000) Qualitative steps toward an expanded model of anxiety in gift giving. Journal of Consumer Research, 27 (1), 84–95.

Что несет в себе подарок 196
Что несет в себе подарок 52
Что несет в себе подарок 337
Что несет в себе подарок 108
Что несет в себе подарок 678
Что несет в себе подарок 138
Что несет в себе подарок 383
Что несет в себе подарок 128
Что несет в себе подарок 140
Что несет в себе подарок 804
Что несет в себе подарок 761
Что несет в себе подарок 407
Что несет в себе подарок 135
Что несет в себе подарок 572
Что несет в себе подарок 554
Что несет в себе подарок 318
Что несет в себе подарок 132
Что несет в себе подарок 741
Что несет в себе подарок 514

Похожие записи:

  • Желатин для сухих волос в домашних условиях
  • Сшить резинку для выписки из роддома
  • Как сделать документ с картинками в ворде
  • Как сделать заправку к борщу на зиму
  • Схемы открыток на день рожденья